Статья представляет собой обзор материалов, представленных на Круглом столе «Коммуникация человека и животных: Взгляд лингвиста и биолога» (Москва, сентябрь 2007 г.). Стимулом для обмена мнениями между гуманитариями и натуралистами послужил вопрос «Способны ли высшие животные оперировать символами?». В ходе дискуссии был затронут широкий круг тем, касающихся проблем возникновения языка человека, становления его в онтогенезе и принципиальных различий между вербальной коммуникацией и сигнальными системами животных. В сообщениях, представленных лингвистами, рассмотрены принципиально новые представления о том, что некое ядро основных когнитивных способностей стабильно и непрерывно трансформируется от младенчества к детству. В ряде докладов показано, что те аспекты языковой способности, которые можно считать общими с представителями царства животных, могут быть либо гомологиями, либо аналогиями (конвергентными адаптациями к общей коммуникативной функции). В обзоре сделан вывод, что становление языка и речи явилось истинным ароморфозом в сфере коммуникации живых существ. В нем приведена критика попыток, предпринятых со стороны биологов, уподобить (в той или иной степени) обмен информацией в популяциях животных вербальному поведению человека. Нечетко сформулированные, путаные интерпретации явления коммуникации у животных особенно опасны тем, что они дезинформируют и дезориентируют коллег из лагеря гуманитариев.
Полный текст статьи (в формате PDF)
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
В статье приводится критика взглядов Д. Эверетта, изложенных в его книге «Не спи — кругом змеи» в форме комментариев к путевым заметкам. Описание культуры этноса пираха выглядит поверхностным и не вполне адекватным. Это касается в первую очередь поразительной наивности автора в трактовках категории «термины родства», основополагающей для любого исследования по социальной антропологии. Отрицая существование у пираха мифологии, Эверетт отрезает себе путь к попыткам глубокого анализа структуры коллективного сознания социума. Таким образом, понятие «культура» обедняется, в ее ведении остается преимущественно сфера материальной культуры. «Принцип непосредственного восприятия», предлагаемый автором книги, сугубо умозрителен и едва ли подлежит строгой эмпирической проверке. Приведены примеры адекватного подхода к анализу архаических культур со ссылками на классические исследования по этнографии ряда этносов: карам и дани (Новая Гвинея), бушменов и нуэров (Африка) и некоторых других.
Полный текст статьи (в формате PDF)
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
Человечество «возникло» не тогда, когда у наших предков окончательно сформировались черты Homo sapiens, а когда они обрели способность творить второй, виртуальный мир. Как могли быть сделаны первые шаги в этом направлении? И как на этой почве формировалась и развивалась культура?
Полный текст статьи (в формате PDF)
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
Особенности европейских неандертальцев сформировались под влиянием тяжелейших условий среды. Предполагается, что популяция состояла из пространственно разобщенных групп с низкой численностью, находящихся под устойчивой угрозой вымирания. Демографическая ущербность, вкупе с давлением со стороны неблагоприятных условий среды, заставляла неандертальцев все время быть начеку и проявлять максимальную, как принято ныне говорить, креативность. Об этом ясно свидетельствуют успехи, которых им удалось достичь.
Полный текст статьи (в формате PDF)
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
Когда я впервые увидел фотографии камней со следами творчества пресапиенса, меня поразило их сходство с первыми рисунками современных детей. Рисунки пресапиенсов и неандертальцев — это свидетельства осознанной деятельности субъекта, движимого творческой энергией, но не обладающего ни техническими средствами, ни интеллектуальными возможностями для того, чтобы изобразить нечто более содержательное, чем простейший орнамент. Но как именно гоминиды пришли к идее первобытного искусства? Как возникла и развивалась скульптура и графика первобытного человека? Что они изображали?
Полный текст статьи (в формате PDF)
-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-
В исследованиях проблемы возникновения и эволюции вербального поведения человека большое внимание уделяется связи между языком и орудийной деятельностью ранних гоминид. Для понимания эволюции поведения в ветви высших приматов, ведущей к человеку, особый интерес представляет орудийная деятельность шимпанзе. Целесообразность этой деятельности указывает на способность шимпанзе рационально планировать длинные последовательности действий — свойство психики, служащее важнейшей предпосылкой к становлению языкового поведения.
В статье рассматриваются около 40 вариантов целенаправленного использования шимпанзе всевозможных предметов. Внимание сконцентрировано на традициях использования орудий в разных локальных популяциях и на механизмах передачи опыта от взрослых животных к молодняку. Обсуждается структура коммуникации у шимпанзе в природе и в условиях, максимально приближенных к естественным, и ее роль в поддержании социальной организации в группировках шимпанзе в природе.