Наверх

Полемика

Антропоморфизм и редукционизм

  В своей недавней статье «Современные подходы к изучению языкового поведения животных» (2008) Ж.И. Резникова пишет: «Расшифровку символического «языка танцев» медоносной пчелы Карлом фон Фришем (Фриш 1923; 1967) можно считать самым выдающимся достижением в области декодирования естественных коммуникативных сигналов животных» (с. 302). Затем она добавляет: «Однако признание было отнюдь не безоговорочно, и споры по поводу этого открытия длились и после того, как в 1973 г. фон Фриш получил за свое открытие Нобелевскую премию. Основные вопросы были связаны с тем, действительно ли пчелы передают информацию с помощью системы дистанционного наведения, включающей некие символы, или они могут мобилизовать сборщиц при помощи запаха, оставляя пахучие метки на своем пути» (с. 304-305, – Е.П).

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Есть ли альтруизм у бактерий?

  Критика доклада палеонтолога А.В. Маркова, посвященного проблемам эволюции социального поведения животных и возможным биологическим истокам человеческой нравственности. Генетический редукционизм, ставший в последние десятилетия базисом западной социобиологии и проповедуемый в докладе, может нанести существенный вред отечественной биологии, для которой всегда был характерен холистический подход к анализу эволюционного процесса. Акцентирована непродуктивность подмены устоявшейся в науке оппозиции «конкуренция - сотрудничество» другой, обозначаемой в социобиологии как «эгоизм — альтруизм». Эти категории уместны лишь в социокультурном контексте, но выглядят искусственными и надуманными в применении к поведению животных. Их использование в этом качестве есть следствие невежества социобиологов в сфере гуманитарных дисциплин. Рассматриваются позиция, противоположная аксиомам эволюционной этики. Согласно ей, этические нормы в человеческом обществе определяются скорее культурными традициями, нежели сугубо биологическим генетическим базисом.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Когнитивная революция

  Ставится под сомнение распространенная идея, согласно которой ментальные возможности новокаледонской вороны Corvus moneduloides в изготовлении и использовании орудий приравниваются к тому, что известно в этом плане для шимпанзе Pan troglodytes. Показано, что у первого вида они сугубо врожденные, что составляет параллель с созреванием инстинкта фиксации трупов жертв сорокопутами. Подробно изложены результаты многолетних этологических исследований хищнического поведения этой группы птиц. Подчеркивается слабость «когнитивистского» подхода, игнорирующего опыт изучения поведения животных на основе принципов этологии.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Когнитивная революция: собака как модель

  По мере интенсификации «когнитивной революции» ее адепты продолжают одаривать нас все новыми и новыми откровениями. На этот раз в центре внимания одной из их групп оказалась домашняя собака. Инициатором идеи стал специалист по поведению собак В. Цсани из отделения этологии Будапештского университета. Он выступил с «программной» статьей, задачу которой видел в том, чтобы продемонстрировать уникальность поведения человека. Автор пишет, что общей слабостью предыдущих гипотез становления Homo sapiens было то, что все их авторы произвольно выставляли напоказ только некоторые особенности (traits) поведения, которые отличают нас от животных, такие, в частности, как язык и использование орудий. На самом же деле, — пишет он, «существует множество такого рода свойств, которые взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, выступая в качестве интегрированной структуры (integrated framework)».

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

О книге А.В. Маркова

  В прошлом году эта книга вышла в виде двухтомника общим объемом 463 + 511 с.. На меня книга произвела двойственное впечатление. В шести главах первого тома содержится беспристрастное и весьма полное изложение важнейших последних сведений о ходе антропогенеза с большим количеством иллюстраций и очень наглядными схемами дивергентного хода эволюции гоминид (рис. на с. 174 и 199). Последняя, седьмая глава первого тома и весь второй посвящены попыткам объяснить, какие именно факторы могли быть ответственны за превращение наших обезьяноподобных предков в Человека разумного. Именно содержание этой части публикации заставило меня дать оценку работы А.В. Маркова для читателей нашего журнала.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Против механицизма и антропоморфизма

  Обсуждаются взгляды В.С. Фридмана, широко тиражируемые им в интернете и СМИ. Автор пытается вернуть к жизни давно устаревшую гипотезу ритуализации Н. Тинбергена, искусственно комбинируя ее c антропоморфическими трактовками поведения животных в социобиологии. Критикуемая в статье идея состоит в том, что эволюция коммуникативных сигналов идет по пути преобразования сигналов, отражающих не более чем мотивационное состояние их отправителей, в семиотические структуры, несущие определенное значение. Эти построения базируются не на собственных оригинальных исследованиях, а на весьма разнородном литературном материале. Какова бы ни была идеология цитируемых работ, автор неизменно интерпретирует их эмпирическое наполнение в пользу своей ошибочной позиции. Схематизм в трактовке стохастического по своей природе процесса коммуникации поражает своей прямолинейной механистичностью. Эти работы несвободны от множества логических противоречий и дезориентируют студентов и специалистов смежных областей, нуждающихся в подобной информации.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Что может дать изучение коммуникации животных для проблемы происхождения языка?

  Чтобы ответить на этот вопрос, следует, прежде всего, задать другой. А именно, что имеется в виду, когда в этом контексте используют слово «животные»? Если это понятие трактовать согласно метафоре «от пчелы до гориллы», то ответ на первый вопрос будет: «Очень мало». Именно эту позицию я попытаюсь аргументировать ниже.
  Важно подчеркнуть, однако, что даже при таком подходе, очевидно неадекватном с моей точки зрения, сопоставления между коммуникацией животных и языком человека небесполезны. Дело в том, что осведомленность о том, как устроен язык, позволяет понять принципы того, что называется «сигнальными системами» животных и придти к заключению, что они имеют очень мало общего с языком людей. Получается нечто подобное идее, высказанной Марксом в следующих словах: «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны», а не наоборот.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Е.Н. Панов. Замечательная "Жизнь жуков"

  Открытое письмо основателю фонда "Династия" Д.Б. Зимину. Изложены некоторые соображения автора относительно финала конкурса "Просветитель" 2014 года.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Е.Н. Панов. Ответ зоолога лингвисту: "Эволюция языка"

  В журнале «Известия Академии Наук» за 2014 год  опубликована рецензия С.А. Бурлак на книгу У.Т. Фитча «Эволюция языка» в моем переводе и под моей научной редакцией (М.: Языки славянских культур. 2013. 768 с.). Здесь я привожу два ответа рецензенту: мой и составителя серии переводов издательства "Языки славянских культур" Алексея Дмитриевича Кошелева.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

А. Кузнецов. «Эгоистичный мул». «Химия и жизнь», 2010, №4, с. 28-31.

  Среди множества интеллектуальных опасностей на пути объяснения механизмов биосоциальности отметим одну – опасность дилетантизма. Благодаря относительной легкости восприятия идей социобиологии и, как следствие, широкому их распространению, каждый, вторгающийся в науки о поведении, вполне искренне считает себя вправе это делать и не видит своей некомпетентности. В результате, в нашумевшей недавно книге «Геном» М. Ридли (2008), претендующей на научность, мы читаем следующее:
«…..становится понятно, почему в жизни людей половые отношения создают так много проблем и почему мужчины и женщины по-разному интерпретируют понятия «сексуальные домогательства» и «нормальная половая жизнь». Половые отношения развиваются не с учетом того, что хорошо для мужчины или женщины, а в контексте того, что выгодно их хромосомам. Способность к соблазнению женщин выгодна хромосоме Y, а нечувствительность к соблазнению — хромосоме X» (с. 156).
Или:
Другая гипотеза, на которой я предлагаю остановиться в этой главе, состоит в том, что яркие внешние признаки самца могут свидетельствовать о высоком качестве его генов. В частности, это может говорить о высокой устойчивости организма самца к инфекциям и паразитам, превалирующим в районе обитания вида. Самец как бы говорит всем, кто способен его услышать: «посмотрите какой я сильный, я способен отрастить длинный хвост или громко петь, потому что я нечувствителен к малярии или к глистам» (с. 211).
Еще:
«Нет также ничего удивительного в том, что геном, как и организмы, оказался сам полем боя и эволюционного соревнования между генами. С 70-х годов прошлого столетия эволюционная биология стала наукой не о животных, а о генах» (с. 172).
И наконец:
«Представления о генах, вступающих в конфликты друг с другом, и о геноме как о поле битвы между генами детства и генами отцовства или между мужскими и женскими генами — это новая концепция, о которой пока мало известно широкой публике. Но эта концепция уже успела пошатнуть философские основы биологии» (с. 163).
Прекрасным ответом на подобный горячечный бред служит первоапрельское эссе А. Кузнецова, посвященное изобретателю «эгоистичного гена» Ричарду Докинзу, которое я с большим удовольствием (и с разрешения автора) разместил на своем сайте.Пародия Александра Кузнецова готовит заинтересованного читателя к серьезному разбору подходов и методов в изучении эволюции биосоциальности, с которым можно познакомиться в подразделе сайта "Книги научные" ("Поведение животных и этологическая структура популяций". Глава 8).

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Э. Фромм. «Анатомия человеческой деструктивности». Глава 1: «Представители инстинктивизма» (АСТ, Москва, 2006, стр. 33-55.)

  Выдержки из книги открывают серию материалов, обсуждающих инстинктивистский и социо-культурный подход к поведению человека, и, в частности, к феномену агрессии в человеческом обществе.
Автор книги критически анализирует взгляды З. Фрейда и К.Лоренца, подчеркивая, что социальный и моральный дарвинизм в творчестве Лоренца имеет тенденцию к вуалированию истинных причин человеческой агрессивности — биологических, психологических и социальных.

Лоренц изучал животных и в этой области был, без сомнения, в высшей степени компетентен. Однако его понимание человека не выходит за рамки знаний среднего буржуа. Он не расширял свой кругозор в этой области ни систематическими наблюдениями, ни изучением серьезной литературы. Он наивно полагал, что наблюдения за самим собой или за своими близкими знакомыми можно перенести на всех остальных людей. Но самый главный его подход — это отнюдь не самонаблюдение, а ошибочный метод заключения по аналогии на материале сравнения поведения определенных животных и поведения человека.

К сожалению, сегодня ошибки великого этолога и великого психоаналитика тиражируются невежественными в этой области людьми как в околонаучных и в научно-популярных книгах, так и в электронных и печатных СМИ, нанося огромный вред общественному сознанию и дискредитируя науку этологию. Это обстоятельство вынуждает посвятить заблуждениям подобного рода специальный раздел этого сайта.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Мифология в этологии

  В качестве примера ложного подхода к поведению человека, на опасность которого указывал Э. Фромм, рассматривается статья В.Р. Дольника «Естественная история власти» («Знание-Сила», №1, 2006). В своей статье я доказываю, что итогом размышлений В.Р. Дольника, воплотившихся в книге «Непослушное дитя биосферы», стало создание мифа, который не имеет ничего общего с серьезным взглядом на сущность социального поведения человека. Я стремился донести до читателя очевидную, казалось бы, мысль: хотя в основе поведения человека лежат врожденные генетические программы, но много раньше, чем организм мог бы их использовать, инстинкты перекрываются навыками, культурными стереотипами и другими влияниями социального окружения. Таким образом, социальное поведение человека не может быть истолковано в рамках плоского натурализма.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

С. Квасневская. Инстинкт войны (журнал "Огонек", №38, 2008)

  Недавно меня пригласили участвовать в подготовке материала для журнала «Огонек». Согласившись было, я ответил на все вопросы журналиста. Но когда увидел готовый материал – отменил свое участие в публикации. На наш взгляд подобные статьи нельзя расценивать иначе, чем социальное преступление, о чем и было сообщено главному редактору журнала. Тем не менее, статья вышла. Вот, как она начинается:
«Развязывать войны политиков заставляют вовсе не жажда власти или денег, не высокие идеи, а обычные животные инстинкты – ведь все наши братья меньшие, от муравья до обезьяны, периодически выходят на тропу войны, развязывая не менее великие сражения, чем люди. «Огонек» решил выяснить, каковы звериные правила ведения войн и могут ли люди чему-нибудь научиться у солдат-животных?»
Читая эти строки, невольно вспоминаешь выражение «что естественно – то не стыдно», ну куда ж денешься, если нами правят «воинственные инстинктивные программы»…. Вот так на основе безграмотных утверждений формируется оправдание агрессии и ксенофобии в обществе.

Полный текст статьи (в формате PDF)

Copyright © 2019. Полевая этология - наука и судьба.  Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Яндекс.Метрика