Наверх

Сравнительная этология

Поведение двух видов равнокрылых стрекоз красотки блестящей Calopteryx splendens Harris, 1780 и красотки-девушки C. virgo Linnaeus, 1758 (Odonata, Calopterygidae). Англ.

  На основе анализа видеозаписей, полученных в ходе пяти полевых сезонов, предложена схема аналитического описания поведения стрекоз красоток (Zygoptera: Calopterygidae) в широком спектре социальных взаимодействий. В сравнительном плане рассмотрены репертуары моторных координаций и их место в социальном процессе, проанализированном во временной динамике. Полное описание соответствующих форм поведения красотки блестящей Calopteryx splendens приводится впервые, данные по второму виду существенно дополнены, а их интерпретации поданы в новом свете.
Весь комплекс видоспецифического поведения каждого вида представлен в качестве синдрома системного характера. Подвержены серьезной критике трактовки функциональных объяснений поведения стрекоз, господствующие в современной литературе по этим насекомым и основанные на откровенном антропоморфизме. Этому подходу противопоставлен совершенно иной, призывающий к возврату к оставленным в последние десятилетия методам и принципам, разработанным ранее в рамках полевой и аналитической этологии.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Signal Behavior in Cranes (the Siberian Crane Sarcogeranus leucogeranus, the White naped Crane Grus vipio, and the Red crowned Crane Grus japonensis) in the Context of the Ritualization Hypothesis

  Signal behavior of three crane species was chosen to test the logic of the ritualization hypothesis.
Its claims to explain the origin and functioning of the “highly ritualized” communication signals in birds are discussed. It is shown that such signals are observed in a wide range of situations, including those in the absence of a social partner for communication (perceiver). In its presence a signal may be performed in a way that it cannot be perceived by the partner. The same actions (“ritualized preening”) vary in length and intensity, and such variability is present in nearly all situations. In each situation, it is difficult to discriminate between the ritualized preening and actual comfort behavior. It may take place even when a social partner is present. Short preening that may be readily considered as ritualized signals are more common in the all situations, including those with an absent partner. The endogenous cyclicity in unison calling by mates indicates that communication cannot be regarded as a simple exchange of signals in accordance to the ‘stimulus reaction’ principle. Similar actions by the more ancestral Siberian crane may appear to be more ritualized than in the evolutionary advanced Red crowned crane. All these findings contradict the concept of emancipation and ritualization of behavioral actions during evolution and selection for increasing communication efficiency. According to that hypothesis, during this process such actions, due to selection for more efficient communication, evolve into discrete meaningful communication signals (displays). They stand out against the background of the monotonous, unexpressive (non_signal) everyday behavior and thus appear as the main
carriers of information serving principal communication functions. A more realistic approach seems to be the understanding of communication as a process of a continuous mutual fine tuning of the social partners’ behavioral attitudes towards each other. In either participant, its behavior is an integral structure, inseparable into categories of more or less important signals (flow of behavior). Even minor changes in performance by one individual reflect alteration in its motivational state which, in its turn, changes that of the other participant and the subsequent lines of its behavior.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Сигнальное поведение журавлей (Стерх - Sarcogeranus leucogeranus, Даурский - Grus vipio, Японский - Grus japonensis) в свете гипотезы ритуализации

  На примере сигнального поведения трех видов журавлей проведен анализ логических оснований гипотезы ритуализации и ее применимости к объяснению происхождения и функционирования категории "высоко ритуализованных" коммуникативных сигналов у птиц. Удалось показать, что такого рода сигналы наблюдаются в широком спектре ситуаций, в том числе и тогда, когда партнер для коммуникации отсутствует. В его присутствии сигнал может выполняться так, что не может быть увиден им. Одни и те же действия ("ритуализованные чистки оперения”) варьируют по длительности и интенсивности, причем эта изменчивость присутствует практически во всех ситуациях.В каждой конкретной ситуации трудно обнаружить хиатус между чистками ритуальными и чистками, которые выполняют реальную комфортную функцию. Такая картина может иметь место даже в присутствии социального партнера. Короткие чистки, которые легко могут быть приняты за ритуализованные сигналы, преобладают во всех ситуациях, включая отсутствие партнера. Эндогенная цикличность в воспроизведении дуэтов показывает, что коммуникация не сводится к обмену сигналами по принципу "стимул–реакция–стимул–реакция". Похожие действия могут у архаичного вида (стерха) выглядеть более ритуализованными, чем у эволюционно более продвинутого японского журавля. Все эти факты противоречат представлениям о ритуализации и эмансипации дискретных поведенческих актов в процессе эволюции и отбора на эффективность коммуникации, что, согласно гипотезе, превращает эти акты в особые дискретные сигналы, действующие на общем фоне "несигнального" поведения. Более реалистичным представляется понимание коммуникации как процесса, в котором континуальное поведение каждого коммуниканта, взятое как целостная структура,изменяет в двустороннем взаимодействии мотивационное состояние партнера и, соответственно, линию его поведения.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

The social and communication behaviour of the Great Black-headed Gull

  The social behaviour and vocalisation of the Great Black-headed Gull Larus ichtyaetus were studied at breeding colonies in northern Kazakhstan and Turkmenistan, along the southeast shore of Caspian Sea. These are described in this paper and related to the unusual social organisation at breeding colonies, where intraspecific predation and infanticide are widespread. Aspects of signalling behaviour are also discussed in relation to the taxonomic position of the species.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Моторные координации в поведении ушастой круглоголовки (Phrynocephalus mystaceus; Reptilia, Agamidae): сигнальные функции и эндогенные ритмы

  Методом длительных наблюдений за фокальными животными (с фиксацией материала на видеопленку) изучали временную организацию поведения взрослых самцов ушастой круглоголовки. Общее время видеосъемки составило 10.5 ч. Из них свыше 6 ч приходится на 9 протяженных фиксаций поведения 6 разных взрослых самцов. Анализировали характер распределения во времени сложно структурированных движений хвоста, которые казались стандартным элементом поведения вне социальных контекстов (см. раздел «Видео»). Обнаруженная цикличность воспроизведения серий движений хвоста в стационарных условиях позволяет предположить, что эти движения находятся под контролем эндогенной ритмики. Этот вывод ставит под вопрос представления о ведущей сигнальной функции стереотипных движений хвоста у самцов изученного вида.

Полученные данные служат прекрасной иллюстрацией справедливости тех воззрений классической этологии, которые касаются специфики определенного класса поведенческих стереотипов. Их единственной (или, по крайней мере, главной) функцией принято безоговорочно считать функцию сигнальную. Между тем, если в соответствии с этой последней точкой зрения интересующие нас стереотипы есть адаптации социального порядка (обеспечивающие интересы особи как члена популяции), то в классической этологии такие акции рассматривали в первую очередь в контексте суждений о структуре индивидуального поведения. Здесь им приписывали гомеостатическую, "антистрессовую" функцию, служащую систематическому "сбросу" напряжения в нервной системе. А поскольку эти действия в данной системе взглядов расценивают как внешнюю проекцию циклических процессов в нервной системе животного, то нормой оказывается их выполнение в отсутствие соответствующей внешней стимуляции, т.е. в качестве спонтанных актов (так называемая вакуумная активность).

Полный текст статьи (в формате PDF)

Copyright © 2019. Полевая этология - наука и судьба.  Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Яндекс.Метрика