Наверх

Человек и животные

Как стать этологом и стоит ли это делать?

  Непонятно, как зоологи выбирают свой объект. Почему одни становятся энтомологами, а другие териологами? Как развивается интерес к науке? И почему так называемую «классическую этологию», связанную с именем ее основателя Конрада Лоренца, трудно считать наукой в строгом смысле этого слова? Ответы на эти вопросы я попытался найти в своей биографии. Беседа, подготовленная в 2005 году для журнала "Знание - Сила", к сожалению, осталась неопубликованной.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Анатомия однополого секса

  ..."Задача науки как раз и состоит в том, чтобы обнаружить объективные естественные причины гомосексуального поведения человека, вместо того, чтобы с порога объяснять его моральной неполноценностью или злым умыслом отдельных персон. Главный же вопрос - можем ли мы обнаружить в животном мире некие биологические предпосылки, которые в ходе эволюции оказались материальной базой для проявления нетипичных форм полового поведения людей?" ("Химия и жизнь", №3, 2000).

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

AB OVO

  Репортаж замечательного научного журналиста Юрия Лексина о нашей экспедиции на остров Огурчинский для изучения пространственно-этологической структуры колонии черноголового хохотуна. Изучение колоний черноголового хохотуна в течение последующих нескольких лет вылилось в серию научных статей по проблеме эволюции социальной организации.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Нет мира под оливами

  В статье рассмотрен феномен человеческой агрессии в сравнении с агрессией животных. Обсуждаются явления ксенофобии, неконтролируемой и спонтанной агрессии, территориального поведения человека в постиндустриальном обществе и в условиях традиционных культур, а также примеры агрессивного поведения в животном мире. Я пытаюсь убедить читателя в том, что агрессия в мире природы объективно "полезна", в то время как на людей она, как правило, оказывает в высшей степени деструктивное воздействие.

Полный текст статьи (в формате PDF)

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

Эволюция социальной организации

  Подобно особям всех тех видов животных, которым в большей или меньшей степени свойствен групповой образ жизни, человеческий индивид уже в момент рождения оказывается членом некоего социума, организованного в соответствии с определенными правилами общежития. Сильно упрощая картину, можно сказать, что у животных эти правила диктуются по преимуществу эволюционно выработанными программами внутривидового общения, у человека — специфическими для данного этноса культурными традициями. В основе каждого из многочисленных вариантов социальности человека лежит в конечном итоге сплав бытующих в данном обществе представлений о мире, трудового опыта и вековых традиций, передаваемых от поколения к поколению. Все это вместе взятое создает культуру — нечто такое, что отсутствует в сколько-нибудь развитой форме даже у наших ближайших родичей в животном мире, у человекообразных обезьян. Необозримый спектр культур — от самых архаических до сугубо технократических, где уже немыслимо существование без телевизора и компьютера, обязан бесконечному разнообразию сочетаний свободы полета человеческой мысли, с одной стороны, с ее способностью на века застывать в форме самых причудливых верований и абсурдных заблуждений — с другой.

Полный текст статьи (в формате PDF)

Copyright © 2019. Полевая этология - наука и судьба.  Все права защищены.
При использовании любых материалов сайта обязательна ссылка на источник.
Яндекс.Метрика