Increase font size Default font size Decrease font size Standart screen resolution Auto adjust screen size

У вас не установлен или устарел Flash player.Кликните здесь чтобы обновить или установить его для просмотра содержимого.

You are here : Главная arrow Публикации arrow Статьи научно-популярные

Статьи научно-популярные
Статьи научно-популярные Версия для печати Отправить на e-mail

ШАЛАШНИКИ - СТРОИТЕЛИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. 
Шалашники (Ptilonorhynchidae) — одно из наиболее древних семейств отряда воробьинообразных (Passeriformes).
Шалашники немного моложе лишь лирохвостов (Menuridae) — самого архаичного семейства воробьинообразных. Важно отметить, что самцы единственного изученного вида из двух выживших в этом семействе расчищают токовые площадки, как и некоторые виды райских птиц и шалашников, но, в отличие от последних, не строят на них каких либо сооружений. Оно и понятно, поскольку строение клюва шалашников таково, что позволяет им проделывать сложные манипуляции с материальными объектами, тогда как клювы райских птиц лишены этого свойства.Как же можно объяснить необыкновенное строительное поведение шалашников, создающих на своих участках  шалаши, беседки, так называемые майские деревья - удивительные постройки, снабженые разнообразными "украшениями"?

АМФИБИИ  - КАК ОНИ ОБЩАЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ.  
 Широко распространены ошибочные представления, что акустический канал связи лежит в основе главного и универсального инструмента обмена жизненно важной информацией между особями, по крайней у позвоночных. На основе этих представлений у некоторой части научного сообщества сформировалась идея, согласно которой именно в вокализации позвоночных вообще и млекопитающих, в частности, следует искать предтечу речи людей. Однако при более широком взгляде на происходящее выясняется, что это не так. Оказывается,существуют целые весьма обширные подразделения животных, где акустическая сигнализация либо отсутствует полностью, либо обнаруживается в виде исключения у немногих отдельных видов.В статье речь пойдет о том, что известно сегодня о разнообразии процессов обмена акустической информацией в одном из крупных подразделений
животного мира — у бесхвостых амфибий.

ЖИЗНЬ СТРЕКОЗ ГЛАЗАМИ ОРНИТОЛОГА.
Так называемая охрана генетического отцовства — важное понятие социобиологии, одного из направлений в науке о поведении животных. Неожиданно авторам статьи представилась возможность проверить, насколько эта гипотеза правдоподобна в отношении двух видов стрекоз — голубых стрелок и красоток-девушек. Статья иллюстрирована фотографиями Е.Н. Панова, отражающими разные моменты  полового поведения этих насекомых.

КАК СТАТЬ  ЭТОЛОГОМ И СТОИТ ЛИ ЭТО ДЕЛАТЬ?
Непонятно, как зоологи выбирают свой объект. Почему одни становятся энтомологами, а другие териологами? Как развивается интерес к науке? И почему так называемую «классическую этологию», связанную с именем ее основателя Конрада Лоренца, трудно  считать наукой в строгом смысле этого слова? Ответы на эти вопросы я  попытался найти в своей биографии. Беседа, подготовленная в 2005 году для журнала "Знание-Сила", к сожалению, осталась неопубликованной.

НЕУТОМИМЫЕ ОХОТНИКИ
Немногие среди нас не пожалеют отдать на птичьем рынке 500 американских долларов за паука-птицеяда, но мне лично таких оригиналов понять нетрудно. Ведь пауки - существа на редкость интересные для всех, кого хоть немного занимает жизнь живой природы (в дополнение к статье см. раздел "Видео").

 ЧЕЙ ХВОСТ ЛУЧШЕ?
Павлиний хвост, а точнее, надхвостье - одна из загадок эволюции. Расхожим объснением того. как могло возникнуть такое "ювелирное украшение" служит идея полового отбора. Однако, пристальный анализ структуры брачных демонстраций павлинов заставляет усомниться в правильности такого объяснения (см. также раздел "Видео").

АНАТОМИЯ ОДНОПОЛОГО СЕКСА
..."Задача науки как раз и состоит в том, чтобы обнаружить объективные естественные причины гомосексуального поведения человека, вместо того, чтобы с порога объяснять его моральной неполноценностью или злым умыслом отдельных персон.  Главный же вопрос - можем ли мы обнаружить в животном мире некие биологические предпосылки, которые в ходе эволюции оказались материальной базой для проявления нетипичных форм полового поведения людей?" ("Химия и жизнь", №3, 2000).

AB OVO
Репортаж замечательного научного журналиста Юрия Лексина о нашей экспедиции  на остров Огурчинский для изучения пространственно-этологической структуры колонии черноголового хохотуна. Изучение колоний черноголового хохотуна в течение последующих нескольких лет вылилось в серию научных статей по проблеме эволюции социальной организации.

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Лекция, прочитанная студентам кафедры зоологии позвоночных биофака МГУ в рамках спецкурса "Введение в специальность" (2008 г.), посвящена рассмотрению центральных понятий классической этологии и основным проблемам современной сравнительной этологии.
Лекция сопровождается презентацией.  По техническим причинам  просмотр видеофайлов, включенных в презентацию пока возможен лишь частично и только через раздел "Видео".

НЕТ МИРА ПОД ОЛИВАМИ
В статье рассмотрен феномен человеческой агрессии в сравнении с агрессией животных. Обсуждаются явления ксенофобии, неконтролируемой и спонтанной агрессии, территориального поведения человека в постиндустриальном обществе и в условиях традиционных культур, а также примеры агрессивного поведения в животном мире. Я пытаюсь убедить читателя в том, что агрессия в мире природы объективно "полезна", в то время как на людей она, как правило, оказывает в высшей степени деструктивное воздействие.

ЭВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Подобно особям всех тех видов животных, которым в большей или меньшей степени свойствен групповой образ жизни, человеческий индивид уже в момент рождения оказывается членом некоего социума, организованного в соответствии с определенными правилами общежития. Сильно упрощая картину, можно сказать, что у животных эти правила диктуются по преимуществу эволюционно выработанными программами внутривидового общения, у человека — специфическими для данного этноса культурными традициями. В основе каждого из многочисленных вариантов социальности человека лежит в конечном итоге сплав бытующих в данном обществе представлений о мире, трудового опыта и вековых традиций, передаваемых от поколения к поколению. Все это вместе взятое создает культуру — нечто такое, что отсутствует в сколько-нибудь развитой форме даже у наших ближайших родичей в животном мире, у человекообразных обезьян. Необозримый спектр культур — от самых архаических до сугубо технократических, где уже немыслимо существование без телевизора и компьютера, обязан бесконечному разнообразию сочетаний свободы полета человеческой мысли, с одной стороны, с ее способностью на века застывать в форме самых причудливых верований и абсурдных заблуждений — с другой.